ДОКЛАД. Опыт организации молодежной работы на приходе

СЕКЦИЯ
Работа с молодежью на приходах Западного викариатства города Москвы РПЦ

Священник Дионисий Лукин, клирик храма св. великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, ответственный за молодежное служение на приходе, руководитель приходского молодежного клуба «Акалуф».

Приходской молодежный клуб «Акалуф» храма великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе начал свою деятельность в октября 2009 года. За эти четыре с небольшим года был накоплен некоторый опыт, которым и хотелось бы поделиться. В основном этот опыт связан с допущенными в нашей работе пробами и ошибками. Нижеприведенные рекомендации не являются универсальными для всех молодежных работников, поскольку очень многое зависит от внутреннего устроения самого молодежного руководителя, его привычек, особенностей характера и проч.

Первое, от чего хотелось бы предостеречь начинающего молодежного работника, это от опасности впасть в официальные отношения со своими подопечными. Отстраненность, которой руководитель объединения может прикрывать свою боязливость, в конечном итоге отпугнет от него молодых людей, ищущих искренности общения, открытых отношений, отдыха души. Разумеется, как любому руководителю, вам понадобится употреблять волю для организации своей деятельности. Однако, необходимо помнить, что авторитет этот, во-первых, уже имеется у вас в силу благословения настоятеля. А, во-вторых (и в главных), должен быть основан на любви, искренности и доверии.

В качестве второй рекомендации, хотелось бы высказать следующее соображение: не стоит пытаться объединить своих подопечных в борьбе против чего-либо. Безусловно, очень важно и интересно поговорить о сектантах, сатанистах, современных гонителях, о безумии безбожного мира и проч. Но, при этом, важно всегда помнить, что христиане объединены не столько против греха и диавола, сколько вокруг Христа Спасителя. В отличие от рок-музыкантов, проводящих свои фестивали всегда против чего-либо (наркотиков, алкоголизма, рака, коммунизма и т.д.), христиане всегда собирались и собираются за (добродетель, благочестие, радость, веру и т. п.).

Третье, на что хотелось бы обратить внимание, это на необходимость регулярных встреч. Как сказал один известный писатель, «если хочешь написать книгу, пиши ее постоянно, а не от раза к разу». Стабильность встреч образует некий базис, на котором строятся все прочие мероприятия. В норме встречи в клубе должны проходить не реже одного раза в неделю. При этом необходимо согласовать день недели и время, максимально удобные для большинства членов клуба. Совершенно необязательно, чтобы это была суббота или воскресенье. Как показывает практика, молодые люди охотнее приходят на встречи вечерами рабочих дней, предпочитая оставлять выходные для своих личных дел. Так, в нашем клубе оптимальным днем для встреч оказалась пятница. Время – с 18:30 и примерно до 20:30  - 21:00.

Пятое. С первых же дней существования клуба необходимо позаботиться о разработке клубной символики, после чего изготовить флаги, футболки, блокноты, бейджики и проч. с изображением эмблемы клуба. Символика клуба – важнейший фактор объединения. С ней вы будете выступать на спортивных соревнованиях, участвовать в парадах, общецерковных массовых мероприятиях, и т. д.

Также настоятельно рекомендуется выяснить, в каких социальных сетях состоят члены вашего клуба, после чего «передружиться» друг с другом в интернете. В той же социальной сети нужно образовать группу клуба. Все это позволит вам оперативно обмениваться информацией с вашими подопечными. Смс-рассылки не являются в этом плане решением вопроса, поскольку не способны заменить собой интернет-конференцию всех членов клуба и, к тому же, могут ощутимо ударить по карману самого организатора.

Разумеется, символика клуба необходимо должна присутствовать и в сетевой группе. Вообще, организация молодежной работы на приходе – это не тот случай, когда нужно стесняться саморекламы. Информация о вашей молодежной организации обязательно должна присутствовать как в интернете, так и на приходских досках объявлений.

Шестое. Как показывает практика, для успешного ведения жизни клуба необходимо окормление священника. Несмотря на большую занятость, батюшки должны обязательно посещать клуб хотя бы один раз в несколько недель. По своему опыту знаю, как много у молодых людей возникает вопросов, требующих решения с духовником. К тому же без контроля со стороны священства, встречи в клубе легко могут перерасти в некий «праздник непослушания», завести молодых людей в дебри греха или заблуждения. Также может возникнуть чувство заброшенности, ненужности организуемой работы приходу и священноначалию.

Также очень важно попросить настоятеля Вашего храма обязать священников привлекать в клуб молодых людей, приходящих на исповедь. Вряд ли с Вашей стороны будет уместным ходить по храму после окончания богослужения и «цеплять» всех подряд молодых людей, приглашая их приходить в клуб. Этой работой гораздо удобнее заниматься батюшкам во время совершения Таинства Исповеди. В связи с этим очень хорошо снабдить духовников неким подобием визитных карточек с Вашими координатами.

Седьмое: не забывайте о фотофиксации. Фотографии встреч, поездок, мероприятий – все это живая история не только Вашего клуба, но и всего прихода. Фотографии также пригодятся Вам при составлении годовых отчетов в Патриархию.

Теперь мне хотелось бы коснуться некоторой части опыта построения молодежной работы на нашем приходе.

Начнем с опыта отрицательного. Как показала практика, нельзя привлекать в клуб совершенно равнодушных к вере молодых людей. На втором году существования нашего клуба в нем появилось несколько приятелей-одноклассников одного из наших алтарников.  Это были молодые ребята 14-15 лет, ни разу в своей сознательной жизни не причащавшиеся, не бывающие в храме и интересующиеся верой только на словах. Впервые увидев эту компанию, я решил для себя, что если я хотя бы смогу внушить им добрый помысл о Церкви Христовой, это уже будет хорошо. На большее я и не рассчитывал. Намекнуть им на неуместность их присутствия в православном клубе я не решился, поскольку ничто, как известно, не происходит само собой. И раз уж Бог послал мне сию «непаханую ниву», значит так тому и надлежит быть.

Ребята быстро освоились в клубе, перестали робеть перед священством. Но сколько бы я не говорил им о том, что Церковь – это в первую очередь Таинства, молитва, работа над собой, а не пикники и чаепития в клубе, для них мои слова оставались, по всей видимости, пустым звуком. Или даже вызывали противление.

Показательным в этом смысле является один случай. Как-то раз я решил рассказать им о христианском понимании смерти. Разумеется, беседа вызвала у подростков живейший интерес. У нас получилось, выражаясь современным языком, качественное интерактивное общение, была задана масса вопросов… Но стоило мне подвести логическую цепочку к тому, что ради «выживания» в собственной смерти человеку необходимо «ухватиться» покрепче за ризу Христову, трое из слушателей не сговариваясь вскочили и без всякого спросу устремились на улицу – курить. По всей видимости, присутствовавшие на лекции темные «третьи собеседники» дольше не могли позволить своим пасомым слушать доводы священника, и вовремя вывели вверенные им души из-под «удара» проповеди.

Закончилось наше общение через два года с их уходом на каникулы. Наевшись дарового шашлыку, подростки упорхнули восвояси, даже не сказав «спасибо». Я и некоторыми другие ребята из нашего клуба принялись за уборку. Помогавший нам отец благочинный, подметая окурки, смиренно заметил, что, по всей видимости, состав клуба требует частичного обновления. Все получилось, как в притче о детях, сидящих на улице: мы играли им на свирели, но они не плясали; мы пели им печальные песни, но они не рыдали. «Невольник – не богомольник», гласит пословица. Искренне надеюсь, что два года в клубе, не только смогли частично оградить их от проведения свободного времени в греховной среде, но и, возможно, скажутся однажды при выборе жизненного пути. И что, когда грянет неминуемый гром, этот «мужик» все-таки перекрестится.

Теперь перейдем к положительному опыту.

Некоторое время назад в наш клуб был приглашен, а, точнее, приглашена православный психолог. Целью работы психолога явилась не «терапия» членов клуба, а лекционная, разъяснительная деятельность.  Психолог рассказала о типах человеческой личности, о конституционной типологии, темпераментах людей. Эти беседы, встреченные поначалу настороженно, очень быстро приобрели большую популярность, явились причиной увеличения посещаемости. Многим лекции психолога помогли лучше разобраться в себе, понять мотивацию поступков своих близких, подсказали верную линию своего поведения с ними.

Другим положительным опытом являются занятия спортом в клубе. У нас есть свой теннисный стол, дартс. В хорошую погоду мы играем в бадминтон, и т. д. Спортивные упражнения снимают стрессовые ситуации, помогают наладить общение малознакомым или робеющим молодым людям.

Хотелось бы также указать на благотворное влияние на жизнь клуба «выездных сессий» и мероприятий. Постоянное сидение «дома», в четырех стенах, быстро наскучивает молодежи. Необходима смена обстановки: походы в музеи и на выставки, выезды на пикники, за грибами, на рыбалку и т.д.

Также положительным опытом явилась организация совместной встречи с членами молодежного клуба «Неофит», действующего при храме Архангела Михаила в Тропарево. В мае прошлого года мы договорились устроить совместное застолье у нас, на Поклонной горе, в помещении Воскресной школы. Приготовили угощение с шашлыком, взяли две бутылки вина на двадцать человек. Встреча получилась сверх всякого ожидания удачной и, без преувеличения сказать, приятной. Мы засиделись допоздна, но исчерпать всех тем для разговора так и не успели. Теперь на совместных молодежных мероприятиях мы раскланиваемся друг с другом как хорошие знакомые, вспоминаем наши посиделки, ждем новых встреч. Одна из наших общих бед – это наша разобщенность. А, как показала практика,  подобные посиделки быстро и безболезненно ломают толстый лед отчуждения.

В продолжение темы, хотелось бы обозначить и некоторые проблемы «нетехнического» характера, с которыми пришлось столкнуться в процессе устроения молодежной работы на приходе. Первая, и уже названная, это разобщенность приходских молодежных объединений. Есть такая грустная шутка: православный, попав на необитаемый остров, строит не один храм, а два. Для того чтобы в один храм ходить, а в другой – ни ногой. На сегодняшний день каждый молодежный клуб живет своей обособленной жизнью, варится, так сказать, в собственном соку. Более того, молодежного руководителя может даже посетить мысль искусственно отдалиться от других объединений, дабы его подопечные не «перебежали» из его клуба в другой. Здесь важно не поддаться духу нездорового соперничества, не побояться раствориться в другом объединении, но, напротив, стремиться воспитать своих подопечных в духе единства Церкви, согласия приходов, и, в конечном итоге, единения душ молодых верующих. Необходимо помнить, что на наших плечах лежит не только и не столько забота о формировании вокруг себя сплоченного коллектива единомышленников, сколько ответственность за формирование нового поколения прихожан наших храмов, нового ядра наших приходов. И от нас с вами во многом зависит, станут ли они, подобно многим нашим современникам, «строить второй храм на необитаемом острове».

Другой, и, пожалуй, главной проблемой современного молодежного сектора является инертность, а, выражаясь церковным языком, уныние, как самой молодежи, так и ее руководителей. Не последнюю роль здесь конечно играет занятость учащихся и трудящихся молодых людей. Но во многом все это просто элементарная лень и нерадение. Гораздо проще включить компьютер или телевизор, чем подниматься, одеваться и ехать куда-то, а там еще и делать что-то. Единственным способом устранения этой помехи является понуждение себя. Без этого никому еще не удавалось достигнуть намеченной цели.

В этой связи представляется уместным вспомнить один из так называемых «законов успеха». Достижение цели состоит из трех пунктов:

  1. Постановка, собственно, самой цели. В нашем случае целью является организация молодежной работы на приходе.
  2. Уяснение тех жертв, на которые нам необходимо будет пойти ради достижения намеченной цели. В нашем случае это означает быть готовым пожертвовать своим личным временем, силами, нервами, переступить через свои страхи, нерешительность, лень, неорганизованность и т. д.
  3. Отдать то, чем вы решили пожертвовать. Этот пункт, пожалуй, самый сложный для исполнения. Можно долго созерцать свою готовность к действию, и, в конце концов, так и не решиться сделать первый шаг. Решимость поступиться собой и выйти из своей зоны комфорта отличает того, кто вечно ругает темноту от того, кто, в конце концов, встает и включает свет.

Молодежному руководителю необходимо помнить, что от его активности и жизненной позиции во многом зависит активность и вверенных ему подопечных. «Каков поп, таков и приход». Молодежное служение – это не та сфера, в которой можно все делать спустя рукава, вполсилы. Заниматься с молодежью «для галочки» не получится. Формальное отношение с своим обязанностям неизбежно будет сквозить в каждом вашем действии, в каждом слове. Все это не пройдет незамеченным для Ваших подопечных. Какое-то время они посмиряются, потерпят, но потом неминуемо начнут покидать Ваш клуб, храм а, возможно, и Церковь, унося в сердцах досаду или даже обиду и раздражение. Если Вы по тем или иным причинам не считаете для себя возможным искренне предаться вверенному Вам делу молодежной работы, лучше заранее подойти к отцу настоятелю и попросить о переводе на другое послушание.

            В завершении хотелось бы отметить, что, несмотря на все сложности молодежной работы, радость и внутреннее удовлетворение от этой деятельности с лихвой покрывают возникающие в ее процессе проблемы и трудности. Интерес к жизни, радостность, энтузиазм и смелость всегда были свойственны верующей молодежи. Вся эта положительная энергия изливается и на всех окружающих, является живой проповедью радости во Христе, наглядным примером созидательной силы нашей вечно молодой Православной Церкви.

Храм-часовня Архангела Михаила


__________________

Сегодня



 
           

Фильмы о Храме