Просветительская деятельность

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Беседа святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: "И по днехшестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины" (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня? Как показывает ход речи, с того, в который Спаситель, наставляя учеников Своих, сказал им: "приитибоимать Сын Человеческий во славе Отца Своего", и прибавил: "аминь глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имутвкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческагогрядуща во Царствии Своем" (Мф. 16, 27, 28), то есть, Свет предстоявшаго Преображения Он назвал Славою Отчею и Своим Царством.

Как встретить Святую Пасху

Почему Пасха — главный праздник года Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства.

Великая суббота: последний день перед Пасхой

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Страстная Пятница: Христос умер на кресте

Великая пятница (Страстная пятница) — день памяти распятия, крестной смерти Христа во искупление грехов наших, снятия Его тела с Креста и Его погребения. Отмечается она в пятницу Страстной недели и является днем самого строгого поста перед праздником Пасхи.

Подражая Богородице

В факте почитания должен быть скрыт факт научения и стремления к подражанию. Зачем, скажите, почитать, к примеру, воинов минувших столетий, если не из желания подражать их храбрости и жертвенному порыву? Само стремление быть творцом неких добродетелей превращает людей в невольных почитателей тех, кто преуспел в делах, нами пока лишь только желаемых.

Проклятие смоковницы, обличительные притчи в Великий понедельник

В этот день — второй после торжественного входа Господня в Иерусалим, — возвращаясь в город поутру, Иисус Христос «взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». (Ин. 12, 24–33, 35–36, 46–48. Мф. 21, 18–19)

Вход Господень в Иерусалим: Торжество служения

С праздником, дорогие братья и сестры. С праздником, который снова дает нам возможность и необходимость говорить о торжестве православия. Атмосфера встречи Спасителя во граде Иерусалимстем, и все, что предшествовало этому сретению Господа, входящего в Иерусалим на «жребяте осле» со всенародным ликованием, все знамения, которыми промыслитель но был обставлен этот великий вход, последний вход Господа в Иерусалим, — все наполнено великолепным торжеством. И теперь те, кто Его встречают в полноте веры в Иерусалиме Небеснем, в Иерусалиме Новом, удостаиваются быть гражданами этого Нового Иерусалима.

Из цикла "По Руси": Архимандрит Серафим (Шустов) и архимандрит Павел (Груздев)

Впервые я попал к отцу Павлу в 1978 году. Поехать туда меня надоумил мой отец протоиерей Владимир Недосекин, который долгие годы служил в Ярославской епархии. Был конец августа, дни ясные, ночи холодные. Это был период духовных становлений. До этого я ходил пешком из Сергиева Посада (тогда Загорска) в Годеново к Чудотворному Кресту. Следующим моим маршрутом оказалась  поездка в Шестихино.

Неделя 5-я Великого поста. Святая Мария Египетская: со дна греховной жизни вознестись на высоту святости

Как часто в нашей жизни пороки выставляются  если уж не за добродетели, то за норму. То, что веками осуждалось и порицалось, как недопустимое и безнравственное, сейчас никого не удивляет, грех все увереннее и увереннее входит в нашу жизнь.  На пятой неделе Великого поста совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской», на котором читается Великой канон св. Андрея Критского, звучащий в первые четыре дня Великого поста, и житие прп. Марии Египетской. Чтение Великого Покаянного Канона Андрея Критского вновь и вновь, уже во второй половине поста, когда до Пасхи остается чуть больше двух недель, вдохновляет постящихся на борьбу со страстями.

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Неделя 4-я Великого поста преподобного Иоанна Лествечника

В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений.

Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся

Праздник Сорока мучеников особо почитается Церковью. В этот день, если он выпадает на любой будний день Великого поста, обязательно совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на трапезе разрешается вино и елей, а по русскому народному обычаю готовится дополнительное угощение — булочки из постного дрожжевого теста в виде птичек — «жаворонки». Храмы, посвященные Сорока мученикам,  существуют во всем христианском мире: в колокольне храма Воскресения Христова (Гроба Господня)  в Иерусалиме, в столице Болгарского царства Тырново (построен в XIII в.), а также и в России: в Переяславле Залесском (сер. XVIII в.) и напротив Новоспасского монастыря в Москве (сер. XVII в.). Но святынь, связанных с памятью Севастийских мучеников, осталось крайне мало.

© 2019 Храм Георгия Победоносца