Просветительская деятельность

Херувимская и Серафимская песни

«Как скоро иерей... начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, в великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства».

Так преподобный Нил Синайский передавал в письме епископу Анастасию рассказы Иоанна Златоуста о том, что ангелы незримо присутствуют на Богослужении вместе с людьми.

«Потом, разошедшись по досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам всем, раздающим Тело и Честную Кровь».

Ангелы в храме

В Житиях Спиридона Тримифунтского, Сергия Радонежского, Дионисия Ареопагита находим свидетельства людей, видевших, как совместно с этими святыми служили ангелы. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим братом Стефаном и его сыном Феодором. В церкви стоял и молился один из самых строгих подвижников Сергиева монастыря, Исаакий-молчальник. И вот, за добродетели его, Бог дал увидеть Исаакию чудное видение: он увидел в алтаре в светлом облаке четвёртого священнослужителя - чудного обликом мужа, удивительного и таинственного, сияющего необычайным светом, в блистающих ризах, на которых, казалось, проступал какой-то вытканный золотом узор; от него исходило такое яркое сияние, что Исаакий не мог видеть его лица. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца Макария:

Херувимская и Серафимская песни- Что это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?

- Не знаю, чадо, - ответил Макарий, также удостоенный видения. - Это таинственно и необъяснимо. Разве что какой-то священнослужитель приехал с князем? (А в обители гостил тогда князь Владимир Серпуховской.) Но когда иноки спросили слуг князя, те ответили, что никаких священнослужителей с князем не приезжало, - и иноки уразумели, что святому Сергию сослужил ангел Божий.

Когда литургия окончилась, Исаакий и Макарий, выбрав подходящее время, спросили преподобного Сергия с глазу на глаз о том, что они видели.

-Что это вы видели, чада? - сказал преподобный. - Божественную литургию служили Стефан, мой брат, его сын Феодор и я, недостойный, а четвёртого священника с нами не было.

Так он хотел скрыть правду, но ученики не отпускали его и просили открыть бывшее. Тогда он сказал:

-О мои любимые дети! Если Сам Господь Бог открыл вам - могу ли я утаить? Тот, кого вы видели - ангел Господень; не только сегодня, но и всегда, когда я совершаю Божественную литургию, мне, недостойному, бывает такое явление и ангел Господень служит вместе со мной. Но вы никому не рассказывайте того, что видели, пока я жив.

На современном языке

Один из самых трогательных, сокровенных, впечатляющих моментов Литургии верных - когда поют Херувимскую песнь. Даже для того, кто не понимает умом смысл песнопения это совершенно особенное время. Удивительная тишина и спокойствие царит в церкви, пока льется неторопливый распев. В середине его совершается Великий Вход, и окончание величественного песнопения звучит быстрее и бодрее.

Что же это за песнь и почему ее называют Херувимской?

«Песнь «Иже херувимы», которая поется во время Великого входа,имеет целью внушить, в каком расположении надобно быть нам... отложить в это время всякое житейское попечение, в сообразность воспоминаемому тогда великому событию смерти Господней и наступающему совершению Евхаристии», - читаем в Письмах о богослужении Муравьева.

Из-за длительности распева кажется, что Херувимская песнь - достаточно объемный текст. На самом же деле он короток:

«Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе».

Согласно Письмам о богослужении Муравьева, на современный русский язык эти слова можно перевести следующим образом:

«Мы, которые таинственно изобразуем херувимов («мы, изобразуя таинственно херувимов) и, воспевая трисвятую песнь Троице, отложим ныне всякое житейское попечение для того, чтобы достойно поднять Царя славы, невидимо сопровождаемого ангельскими чинами, - аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! («хвалите Господа!»)».

Изобразуя херувимов

Как сказано в «Объяснении Литургии» Арсения, митрополита Киевского, мы, люди, присутствуя при совершении Литургии, имеем такое же божественное занятие, какое на небесах имеют небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как Ангелы славословят его на небесах.

«Наше священноначалие, сравненное с ангельским, - писал святой Дионисий Ареопагит, - есть только подобное ему, и требует чувственных образов для возведения нас от них к божественному возвышению». В соответствии с этим представлением о церковной иерархии предстоящие во время Литургии люди таинственно изобразуют собой торжествующие лики херувимов.

Тот же смысл имеет другое песнопение - Серафимская песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея».

Херувимская и Серафимская песниОна названа так потому, что певчие повторяют слова парящих вокруг престола Вседержителя Серафимов. К их славословию Церковь присоединяет человеческое приветствие, которое еврейские дети радостно провозглашали торжественно вступавшему в Иерусалим Иисусу Христу: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!».

Потому-то песнопение и напоминает нам : «всякое ныне житейское отложим попечение». Иначе как будет возможно, стоя на земле, уподобиться небесным ангелам, пребывать в храме, будто в самых высших небесных селениях, всем существом созерцая Божественное величие?

Пожалуй, не очень понятно выражение «дориносима». Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского «ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.

Историческая справка

По свидетельству Георгия Кедрина, Херувимская песньбыла введена в чин Литургии во время царствования византийского императора Юстиниана II (565-578 гг.), точнее около 573 г. Значение Херувимской -во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол внушить людям самые благоговейные чувства и соответствующее внутреннее состояние. «Когда поется Херувимская песнь, - рассуждал патриарх Герман, - с того времени все возбуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия, отложив долу всякое житейское попечение, яко Царя великого имущие восприять в себя, через тайну Причащения». 

Архистратиг Михаил и прочие силы бесплотные

Сегодня Собор Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. В греческом языке «ангел» значит «вестник». Этим словом обозначали послов. В греческом тексте Нового Завета «ангелы Иоанна» - посланные ко Христу ученики Предтечи. Кто же такие собственно ангелы - бесплотные небесные силы?

Херувим как исключение из правил

Херувимская и Серафимская песниЕвреи почитали ангелов с древности. Получая заповеди, Моисей принял от Господа повеление поставить во Святая Святых золотые изображения херувимов. В древнееврейском искусстве херувимы представляли собой человекоподобные фигуры. Онибыли единственным исключением из правила, запрещающего создавать вырезанные из дерева или созданные другим способом образы и, конечно, поклоняться им.

В Силомской скинии два золотых херувима и ковчег составляли единое целое. Херувимоы были изображены на каждой из десяти завес, ограничивавших пространство скинии, и на завесе, которая закрывала ковчег и золотых херувимов от посторонних глаз.

В Храме, построенном Соломоном, херувимов было больше. Их изображения вперемежку с изображениями пальмовых деревьев покрывали стены и двери храма. Как и в Скинии, два позолоченных херувима из оливкового дерева стояли над ковчегом.

Храмовые херувимы до сих пор представляют большую загадку для исследователей. Известно, что некоторые люди отождествляли херувимов с языческими идолами. Несведущие иноземцы могли воспринимать их как изображения богов, а потому начать поклоняться херувимам.

Эпоха восьмого дня

Возможно, в этом незнании и стремлении объяснить непонятное с точки зрения родного и привычного язычества коренится стремление поклониться херувимам и прочим ангелам. Немало христиан (бывших язычников) почитали ангелов как творцов и правителей мира. Это была одна из многочисленных ересей. Вначале IV в. ее осудил Поместный Лаодикийский Собор. Он же установил сегодняшний праздник - Собор Архистратига Божия Михаила.

В те времена первым месяцем года считался март, девятым - ноябрь. Он был выбран для праздника в соответствии с числом ангельских чинов. Восьмой (по ст. ст.) день месяца был определен для праздника, потому что будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха - «восьмой день».

Какие бывают ангелы

Существует определенная иерархия ангельских чинов. Книгу «О Небесной иерархии» составил ученик апостола Павла Дионисий Ареопагит. Считается, что во 2-м послании к Коринфянам описано, как Павел был восхищен до третьего неба и слышал «неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать». О том, какие существуют степени ангелов, он рассказал Дионисию.

В зависимости от близости к Пресвятой Троице есть три иерархии, каждая из которых содержит в себе три чина.

Высшая иерархия

1. Серафимы. В переводе с древнееврейского «Серафим» значит «пламенеющий», потому что Серафимы пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое лицо, двумя - ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев, расположенных, как лепестки цветка.

Надо полагать, в знаменитом стихотворении Пушкина «Пророк» допущена неточность. Шестикрылые Серафимы предстоят перед Господним престолом, и в их «функции» не входит приносить людям вести и «являться на перепутье».

2. Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. «Херувим» значит «многое разумение» или «излияние премудрости». И если уж употреблять это название, то уж никак не при оценке миловидной внешности человека.

3. Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.

Средняя иерархия

1. Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.

2. Силы, которые творят чудеса и укрепляют лоюдей во время скорбей и напастей.

3. Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.

Низшая иерархия

1. Начала, которые направляют низших ангелов, управляют вселенной и охраняют все народы.

2. Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.

3. Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители). Греческое слово «ангел» значит «вестник». Кстати, ангелами в Древней Греции называли дипломатов-посланников.

Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: «Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (32:8). В других переводах - по числу сынов Израилевых.

Над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил (его имя переводится как «подобный Богу»).

В «Толковании на Четвероевангелие» Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда сатана отступил от Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: «Станем добре перед Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!»

В «Апокалипсисе» можно прочитать о войне, которую Махаил и ангелы вели против «дракона и ангелов его» и о том, что это дракон был низвержен. Поэтому Архангела Михаила изображают с копьем и мечом в руке, а ногами он попирает дракона - духа зла (чем-то он напоминает св. Георгия).

Архистратиг Михаил в виде огненного столпа вел израильтян ночью во том, что у Нее родится Сын. Он же хранил Пресвятую Деву, когда Она жила в Иерусалимском Храме и принес Ей весть о Ее кончине, отдав в виде знака райскую ветвь.

Поэтому этого Архангела изображают с райской ветвью. Иногда он держит в руке фонарь, внутри которого горит свеча, - это символ того, что он открывает судьбы Божии.

Архангел Рафаил- «помощь», «исцеление Божие». Ему посвящена «Книга Тофии», в которой описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.

Архангел Уриил- «свет», или «огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением истин, воспламеняет сердца любовью к Богу.

Архангел Селафиил- «молитвенник Божий». Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.

Изображается Селафиил с молитвенно сложенными на груди руками и склоненной вниз головой - в подобающей молитвеннику позе.

Архангел Иегудиил- «славящий Бога», покровитель подвизающихся и монашествующих. По некоторым толкованиям, он, а не Михаил был тем ангелом, который в виде огненного столпа указывал израильтянам путь ночью.

Архангел Варахиил- «благословение Божие». По верованию Церкви, он один из трех ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.

www.taday.ru

© 2021 Храм Георгия Победоносца