Просветительская деятельность

К празднованию памяти святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Святой Вячеслав Чешский в славянском универсуме. Память 17 марта по новому стилю.

Может быть,  нигде в Европе связь христианской религии и светской власти не проявилась так отчетливо и ярко, как в славянских странах эпохи Средневековья.

Средние века для славянских народов были периодом становления и расцвета государственности.

Последовавшая затем потеря государственной независимости превратила средние века в историческом сознании славян эпохи Национального возрождения в "золотой век".

Священными становятся памятники истории: древние летописи и хроники, своды законов, предания о великих и славных государях, о ратных подвигах, о борьбе с агрессорами, в которой отстаивалась славянская самобытность. Вновь особое почитание приобретают культы святых властителей: св. Вацлава (Вячеслава, в православной традиции), св.равн.князя Владимира, Александра Невского, сербской династии Неманичей.

Среди церковных деятелей прошлого особый пиетет вызывают те, кто благословлял на борьбу с врагами и утверждал христианство. Это в первую очередь прп. Сергий Радонежский, св. Савва Сербский, Войцех, Прокоп Сазавский.

В XIX веке, который именуется в славянских странах веком Национального возрождения, сформировалось понимание святынь славянского мира как синкретического религиозно-государственно-национального феномена. Уже в  начале XX века обратились к наследию таких духовных подвижников, как Иоанн Рильский, Евфимий Тырновский, Нил Сорский, Максим Грек, Паисий Величковский. Особое место занимают святые Кирилл и Мефодий, благодаря которым почти во всех славянских землях христианство утвердилось как господствующий тип сознания.

Разделение христианства на православие и католичество пограничной чертой прошлось по живому телу культуры славянского мира. Последующее противостояние конфессий, усугубленное в XV-XVI веках появлением гусизма, протестантизма и униатства, сделало невозможным существование единого корпуса церковных святынь. Тем явственнее на этом фоне бесконечных распрей выступило первоначальное, кирилло-мефодиевское наследие. Не случайно именно Солунские братья приобрели всеобщее почитание в славянском мире. Канонизированные в православии еще с конца X века, они явились некоей духовной опорой, связующим звеном для славянских народов.  В середине XVI столетия благодаря усилиям чешского короля и императора Священной Римской империи Карла IV, св.Кирилл и Мефодий начали почитаться и в католичестве. Хорватские монахи-бенедиктинцы ("глаголяши") сохранили глаголицу как священное письмо. В Праге в XIV веке был основан монастырь с характерным названием "На Слованех", где приглашенные глаголяши служили по-церковнославянски, а в перечне его патронов, т.е. святых-покровителей, почетные места были отведены солунским братьям. Даже реформаторы (гуситы и протестанты) подчеркивали славянский характер их деятельности. Уже в наше время папа Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтыла) провозгласил их святыми патронами Европы, подчеркнув главный принцип их деятельности - единство христианского мира в многообразии его национальных и церковных проявлений. С конца 1980-х годов в России почитание Кирилла и Мефодия приобрело форму государственного праздника - Дней славянской письменности и культуры, ежегодно проводимых в день их памяти - 24 мая. В Болгарии этот день традиционно считается нерабочим. Воплощенное в слове, букве, церковном почитании, скульптурном монументе, кирилло-мефодиевское наследие стало главной святыней, связующей весь славянский мир. Общеславянский характер имеют и другие сакральные символы.

Общеславянский характер имеют и другие сакральные символы. Огромное значение здесь имеет почитание славянских святых единого христианского универсума, почитаемых до схизмы 1054г. Одним из таких святых и является св.Вацлав(Вячеслав)Чешский. Князь Вацлав (907-929) - главный в иерархии чешских святых - почитался в Польше, на Руси, а также в Германии (под именем Венцель). При жизни князь Вацлав резко отличался от современных ему правителей. Он не только содействовал завершению христианизации страны, но и сам являлся образцом князя-христианина, совмещая в себе черты монарха и монаха. Вероломно убитый в результате заговора знати во главе со своим братом Болеславом, Вацлав вскоре после своей мученической кончины приобрел такую популярность, что братоубийца, ставший князем, вынужден был покаяться, свалив вину на своих слуг, и перенести мощи Вацлава в Прагу, в основанный им собор Св. Вита. Это событие произошло 4 марта 932 года.  Для церковно-культурной традиции особенно важен образ св. Вацлава, сложившийся в дальнейшем. Его формированию во много способствовали латинские и старославянские редакции жития святого, сделавшие его имя широко известным в христианской Европе. В чешской традиции культ св. Вацлава достиг апогея в XIV веке при Карле IV. Наряду со сказаниями о славном происхождении "богоизбранного народа чешского" почитание св. Вацлава стало важнейшей частью "чешской идеи" позднего Средневековья. Император Карл IV написал новую редакцию его жития, подчеркнув мысль о том, что верховная государственная власть - это особо ответственная форма служения Богу, когда монарх, заботящийся как отец обо всех своих подданных, одновременно предстательствует за них пред Богом. В искусстве эта новая трактовка выразилась в создании особой капеллы св. Вацлава в соборе Св. Вита (архитектор Петр Парлерж). В памятниках XIV века св. Вацлав предстает как небесный патрон Чехии и всех чехов независимо от их социального статуса. Все они - и феодал, и крестьянин - называются "челядью святого Вацлава". В этом плане его культ способствовал смягчению сословных противоречий.

Св. Вацлав считался "вечным правителем" Чехии, а правящий монарх - временно исполняющим земные обязанности небесного правителя страны и ее заступника. На некоторых монетах и печатях на лицевой стороне изображался Вацлав, а на обороте - правящий король.

  Св. Вацлав почитался и как воин. Полагали, что во время грядущего Страшного суда небесную рать в бой поведет именно он. Поэтому его часто изображали с мечом, копьем и флагом, позднее - как конного воина. Небесное воинство - это Небесный Иерусалим, собрание всех святых и праведников. В образе св. Вацлава, идеального и вечного властителя, оказались гармонично уравновешенными черты воина-защитника и слуги Божьего, что позволило его культу сохранить свое значение вплоть до нашего времени. Итак,  католическая традиция обращает внимание на религиозную сторону его облика и государственной деятельности.

Почитание святого Вячеслава было распространено и на Руси. Обилие памятников, рассказывающих о житии св.Вячеслава, в древнерусской письменности свидетельствует об этом, что подтверждает существование интенсивных чешско-русских церковно-культурных связей в XI веке. Не случайно Ярослав Мудрый в 1034 году дал имя Вячеслав своему сыну. Житие св. Вячеслава повлияло на возникновение древнерусской житийной литературы. Оно послужило образцом для написания житий первых русских святых - Бориса и Глеба. Нужно заметить, что  святой Вячеслав, как и святые Борис и Глеб приняли мученическую кончину от рук своих же братьев. И чешский князь, и русские князья были канонизированы как страстотерпцы, что довольно редко встречается в восточно-христианской традиции. Образ св. Вячеслава настолько врос в русскую церковную культуру, что его житие и сказание о перенесении мощей в XVII веке без всяких оговорок были включены в сборник под названием "Сказание о российских святых чудотворцах". Необходимо отметить разницу в почитании св. Вацлава в католической и православной традициях. В первой он прежде всего воитель и заступник, небесный правитель своего народа. Во второй - мученик, мудрый государственный деятель, пострадавший за святой образ жизни.

Сейчас в России есть прекрасный храм, посвященный св.благ.князю Вячеславу Чешскому, который находится в подмосковной деревне Барвиха. Храм построен в архитектурном  стиле петровских времен. Здесь находится частица мощей святого, переданная Русской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором.

Ланцева Анна Михайловна

© 2019 Храм Георгия Победоносца