Просветительская деятельность

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ В ТОЛКОВАНИИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.(Мф. 3:13-17)

Изъясняя первый стих из повествования о крещенских событиях, святитель Иоанн Златоуст затрагивает важный вопрос принятия Иисусом Христом Крещения вместе со всеми иудеями, которые шли на покаяние к Иоанну Крестителю. Действительно, важно ответить на вопрос о необходимости такого поступка Сына Божия, ведь Он не нуждался ни в покаянии, ни в очищении.

Именно поэтому святитель Иоанн и говорит о кротости и смирении Господа нашего Иисуса Христа: «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом – то смирении и сияет особенно высота Его»[1]. Сын Божий своим примером показывает всем праведность своей жизни и своего будущего учения. Начало - в таком малом деле, когда пошел вместе с грешниками на исполнение закона. Это было сделано Спасателем для того, чтобы не отвергнуть от себя всех присутствующих, но сильнее укрепить их в вере уже после явления Святой Троицы и Откровения о Его истинном родстве с Богом Отцом.

Объясняя полное отсутствие необходимости принятия Иисусом Христом крещения для покаяния, святитель открывает причину начального отказа Иоанна крестить Сына Божьего: «Поскольку крещение [Иоанна] было крещением покаяния и приводило к осознанию грехов, то, чтобы никто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с тем же намерением, Иоанн во избежание этого назвал Его Агнцем и Искупителем мира от всякого греха. Ибо Тот, Кто мог уничтожить грехи всего рода человеческого, Сам, без сомнения, был безгрешен»[2].

Важно отметить: автор толкования использовал в своем труде переход между евангельскими фрагментами, объясняя фрагмент Евангелия от Матфея словами из Евангелия от Иоанна. Именно там увидим, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем: На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29).

Наконец, в своем труде святитель Иоанн Златоуст раскрывает великое событие явления Святой Троицы всем присутствующим при крещении Иисуса Христа. Автор утверждает, что такое откровение было более чем необходимо для всех свидетелей, чтобы указать на истинного Сына Божия, в Котором и совершалась теперь воля Бога Отца.

Именно поэтому был явлен глас с небес и сошел Дух Святой в виде голубя, чтобы знали иудеи: не Иоанн Креститель будет спасителем мира, но Иисус из Назарета, который крестится здесь в чистоте и правде. Об этом и говорит святитель Иоанн: «А поскольку многим казалось, что этот глас, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, относится к Иоанну, потому что не было  добавлено «сей крещаемый», но просто сей, а также по самому достоинству  Крестителя и по всему вышесказанному, каждый, кто слышал эти слова, относил их скорее к крестившему, чем к Крестившемуся, Дух Святый сошел в виде голубя, обращая глас на Иисуса и показывая всем, что слово «сей» сказано не о крестившем Иоанне, но о крестившемся Иисусе»[3].


1.Иоанн Златоуст, свят. Толкование Евангелия от Матфея. М.: Правило Веры, 2008. С. 242.

2. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков.  Новый Завет. Том Ια: Евангелие от Матфея 1-13. Тверь: Герменевтика, 2007. С. 64.

3.Иоанн Златоуст, свт. Толкование Евангелия от Матфея. М.: Правило Веры, 2008. С. 245-246.

© 2023 Храм Георгия Победоносца