Просветительская деятельность

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ (Часть 2)

Продолжаем анализ возгласов Великой ектении.

7. О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О граде нашем (селении, обители), о всех городах и странах, и по вере живущих в них, Господу помолимс

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

Молитва о месте земного жительства очень важна для нас самих. Посмотрите, что через пророка Иеремию Господь сказал уведённым в плен иудеям: и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. (Иер 29:7).

8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех  мирных, Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени. Во время Своей земной жизни Иисус Христос явил власть над природными стихиями (см. Матфея 8:26). Церкви, как Телу Христову, наполненному Святым Духом, это власть также доступна.

9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих, находящихся в плену и о спасении их Господу помолимся.

В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

Когда человек находится в опасности или болезни, молитвенная поддержка ему необходима.

Даже Христу нужна была молитвенная помощь учеников, о чем можем прочитать в Священном Писании: Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26:36-38).

10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева (опасности) и нужды, Господу помолимся.

Об избавлении нас от всех скорбей, опастности (ненависти) и притеснений Господу помолимся.

Так мы молимся о самих себе, ведь у каждого есть, что попросить у Бога. Можно и нужно просить у Него избавления от всякой нужды и скорби, от гнева, который нас раздирает. Если просить в простоте сердца о чем-то, Господь непременно отзовется.

Интересно, что прошение об избавлении нас самих от всяких скорбей идёт после подобного прошения о других людях. Вопрос молитвы и о самих себе столь же актуален в нашей жизни.

Когда Господь говорил о грядущих бедствиях, сопровождающих наступления судного дня, то подчеркнул значение молитвы и бодрствования, как способа избежать бедствий: так бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21:36)

11. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Огради, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать. Вопрос не просто в сохранении нас от всяких опасностей, но в том, чтобы обеспечить нас всем необходимым для исполнения всяких добрых дел.

Читаем из послания апостола Павла: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело... (2Кор 9:8)

12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш  Христу Богу предадим.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Это прошение соединяет нас с Церковью Небесной. Мы вместе с Богородицей, со всеми святыми, друг с другом сами себя и всех отдаем Богу – всю нашу жизнь отдаем Ему как дар и приношение, как нашу Проскомидию.

Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатаицей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Богородица, как и все святые – лучший пример того, как отдавать самих себя Господу: Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1:38).

© 2023 Храм Георгия Победоносца