Просветительская деятельность

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Масленица, как провести ?

Языческие корни Масленицы

Праздник проводов зимы и одновременно встречи весны имеется у большинства народов. С древнейших времен он был приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта). У многих народностей в этот день начинался новый год. Славянский праздник Комоедицы историки относят ко времени неолита. В Вавилоне в течение 12 дней шли торжества, посвященные богу Солнца Мардуку.

В Египте чествовали богиню плодородия Исиду, в Греции – богинь Кору, Деметру и Афину, в Риме в течение пяти дней после равноденствия устраивались празднования в честь богини Минервы. С принятием христианства в Европе языческие праздники были наполнены новым содержанием, сохраняя, тем не менее, немало архаичных черт.

В языческой Руси масленичная седмица, начинавшаяся в день весеннего равноденствия, стала наследницей более древней славянской Комоедицы, связанной с культом просыпавшегося весной медведя и получившей название от печеных комов из гороховой муки – прообразов позднейших блинов. Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. Медведь на Руси остался одним из важных персонажей праздничных гуляний, однако, уступив главенство богине смерти и зимы Марене и богу солнца Яриле. Что касается масляного блина – символа солнца и жизни, он стал главным масленичным лакомством.

Масленица в христианскую эпоху

После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую седмицу, смирившись с тем, что встреча весны теперь нередко приходится на лютую зимнюю стужу. В церковной традиции масленая седмица именуется сырной или мясопустной – поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту.

Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой – и, разумеется, главным блюдом, блинами. Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу – «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто не «вез Масленицу» — не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в частности, тесть звал зятя «доедать мясо».

Гуляния на масленичной неделе

Понедельник называется «встреча». В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму (Марена вместе с Ярилой ушли в отставку), с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник – «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые. В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг – «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу («тещины вечерки») чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу («золовкины посиделки») молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок.

В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу – до следующего года.

Празднование наступления весны в Европе

В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей. Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. под названием «карнавал» (по одной из самых распространенных версий это название происходит от латинского «carne vale» — «мясо, прощай»). Первые карнавалы начали проводить в Италии (венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским), затем во Франции и в других странах.

До начала XVI в. церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов, масленичные торжества проходят очень скромно – в отличие от католических стран.

Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время. Чаще всего – в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия.

Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие – забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал (Швейцария) немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. «Безумный понедельник» кёльнского карнавала начинается с шествия во главе с Карнавальной троицей: Принцем, Девой Колонией и Крестьянином, а в прирейнском городе Бланкенхайме в этот день проходит «Шествие духов» — ряженых чертей и ведьм. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки.

В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха.

 

Как провести этот праздник ?

Вопрос к священнику;

Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу?

Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом. Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в 2012 году масленица начинается 20 февраля) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост.

Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.

Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

В языческих представлениях наших далеких-далеких предков Масленицабыла праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств.

В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.

Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном «веселье»

Необходимо помнить о том, что Сырная седмицаготовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

– Власти обещают многочисленные гуляния на масленицу. Можно ли участвовать в них православным?

Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным поступкам, греху.

–В «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова нарисована запоминающаяся сцена народного масленичного гуляния, сразу вспоминается и русская поговорка «не согрешишь, не покаешься». Нужно ли русскому человеку дойти до крайности, чтобы только после этого покаяться?

Если у человека отсутствуют удерживающие его духовные и нравственные скрепы, то он легко впадает в такие недопустимые крайности, о которых впоследствии начинает каяться и сожалеть.

Однако люди меняются, и ментальность наших соотечественников, как мне кажется, отличается от той, что имела место даже сто лет назад. Раньше люди работали до седьмого пота, и в гуляниях не знали устали. Сегодня многие горожане прагматичнее относятся ко всему, и особенно сейчас, во время финансового кризиса, несколько раз подумают, прежде чем решиться спустить часть семейного бюджета на праздник.

Наше общество теряет элементы народной традиционности. В этом есть свои отрицательные и положительные стороны, ведь народная культура и духовность – это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере или ослаблению традиционной духовности, но если в прошлое уходят языческие пережитки – совсем другое дело.

– О. Сергий, а что в современном праздновании Масленицы напоминает о язычестве? Выпечка блинов?

– Отношение к блину в языческие времена было, безусловно, отражением языческого мировоззрения. Блин даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и пекли блины.

Другое дело в христианский период — этот обычай тщательно воцерковлялся, можно сказать, «переваривался» Церковью с тем, чтобы придать ему новый христианский импульс. Со временем употребление блинов, пирогов и всего того, что связано с угощением на Масленицу, потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем сказать, что православному христианину недопустимо кушать блины только потому, что первоначально такого рода угощения были языческими.

– Что можно сказать про обычай прыгать через костер?

– Такой обычай сохранился далеко не во всех уголках нашей страны, но и он, безусловно, имеет непосредственное отношение к язычеству. Дело в том, что в языческом мире считалось, что прыжки через костер способствуют очищению огнем от каких-то беззаконий, прегрешений, проступков. Язычнику, для того чтобы очиститься, достаточно прыгнуть через костер, который символически опаляет грехи. Но мы прекрасно знаем, что покаяние возможно только в Боге, что только Бог может прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости прибегать к Таинству покаяния.

Церковь призывала людей идти в храмы и приносить покаяние Богу, а не прыгать через костры, чтобы получить прощение своих грехов и очиститься. То обстоятельство, что этот обычай почти исчез, говорит об успехе церковной проповеди.

Сегодня эта традиция встречается далеко не повсеместно и сохраняется лишь в качестве какой-то народной забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой.

– Но соломенное чучело по-прежнему жгут с удовольствием?

– Да, это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к язычеству. Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по своему глубинному содержанию обряда. Впрочем, и среди тех, кто присутствует при этом действии, никто не считает, что он участвует в языческом ритуале. Это дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения к религии и к духовности. Русь пережила это много столетий назад.

Сжигание чучела притягательно своей необычностью. В реальной жизни мы ни с чем подобным не встречаемся, и вдруг, раз в год, на площадях начинают сжигать какое-то соломенное чучело. Людей вообще привлекает все необычное. Ведь и блины можно кушать в другое время года, но в память о наших народных традициях мы совершаем это именно на Масленицу.

– Наверное, эту традицию можно воцерковить и как бы перевести в русло милосердия?

– Конечно. Более того, было бы замечательно, если бы наши власти задумались о том, чтобы этот праздник посвятить помощи неимущим.

Вспомним пример святого князя Владимира, прозванного в народе «Красным солнышком». Он специально посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи их бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего муниципальным, не устроить на протяжении всей Масляной недели выпечку блинов для раздачи их в первую очередь там, где люди элементарно нуждаются в пище – на вокзалах, у теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц без определенного места жительства, бродяг.

Нравственный эффект и общественный резонанс от такого рода помощи был бы намного выше, чем от всех усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники этих гуляний и так способны купить себе не только блины, но и более серьезные вещи. А вот помочь нуждающимся…

Передвижная блинопекарня не является чем-то безумно дорогим, она не требует громадных капитальных вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский дом и угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы след в душах ребят оставило это угощение и внимание.

Источник : www.pravmir.ru

© 2022 Храм Георгия Победоносца